Молчание и Разговор. Буддизм и Христианство
Мы уже представляли мир как сферу и человека как выбирающего направление своего движения. Буддийская традиция отличается от обозначенных Атеизма, Традиционализма и Христианства своим выбором особой стратегии: отсутствием двжижения.
Одно из ключевых буддийских понятий – осознанность или внимание. Осознанность подразумевает наблюдение собственного переживания и отдаление от него, освобождения от собственной обусловленности им.
Буддист наблюдает круговорот времени (Колесо Сансары) и находит необходимым не уподобиться ему (как Традиционалист), не передвинуться в нем ближе к центру (как Атеист) или к границе (как Христианин), а замедлить свое движение до полной остановки.
Наблюдая свою неспособность что-либо сказать (иллюзорность мира, Майа), Буддист предпочитает молчание.
Созерцание, или медитация олицетворяет собой практику молчания. Все проявление человеческого сознания сводится к описанию переживаемого опыта (тут будет ссылка на большую статью, объясняющую это), что в буддийской практике именуется «болтовней ума». Эта «болтовня ума» и есть процесс движения человека в каком-либо направлении на обозначенной схеме; эта «болтовня ума» есть разговор человека с «Другим».
Любое движение подразумевает под собой разговор: толкование, речь, язык. Так, язык науки позволяет человеку двигаться к центру сферы, описывая разные части мира; а языки Традиций описывают опыт уподобления человека вечному потоку мира.
Христианство представляет собой науку о языке как таковом, как практику разговора человека с «Другим»:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
(от Иоанна, 1)
Если представить многообразие человеческих языков как причину непонимания между людьми, то Буддизм отказывается от разговора, в котором невозможно понимание; тогда как Христианство стремится к выстраиванию правильного разговора: к универсальному языку, на котором возможно понимание между всеми людьми.
Когда человек не говорит? Во сне. Так: Сон есть молчание, Слово есть бодрствование. Практика бодрствования (трезвения) в Христианстве именуется Исихазм.